Мы провели в Чикаго четыре дня в конце ноября 2012 года, и если одним словом определить наше главное впечатление от города, это будет: архитектура.
Фото 1. Чикаго ночью
Естественно, отправляясь в эту поездку, мы знали , что Чикаго считается архитектурной столицей Америки. Однако в сравнении с Европой, Америка архитектурой обычно не поражает, а имеющиеся в ней отдельные жемчужины почти всегда преувеличенно разрекламированы. Теперь можем сказать, что Чикаго свой титул точно заслужил. Чикаго принадлежит также и титул "Windy City" (Город ветров) , и тоже - справедливо. Три дня из четырех, пока мы там были, дул ветер.
Фото 2. Вид на деловой центр Чикаго со смотровой площадки Уиллис Тауэр
Чикаго - город довольно молодой. Статус города Чикаго приобрел в 1837 году, но уже в 1871 году большая часть его сгорела в Великом чикагском пожаре. Это дало возможность в последней четверти 19-го века начать отстраивать город практически с чистого листа. Достигнутые к тому времени прорывы в строительных технологиях (стальные каркасы!) и создание безопасных лифтов стали предпосылками для появления в Чикаго в 1885 году первого в мире небоскреба. А была эта высотка всего лишь 10-ти этажным домом (42 м высотой). Словосочетание " десятиэтажный небоскреб" сегодня ничего, кроме улыбки, вызвать не может, но в то время это было действительно очень высокое здание. Ну а потом начался небоскребный строительный бум, распространившийся и на другие города Америки, а потом и на другие континенты. Сейчас, кстати, к числу небоскребов относят здания высотой не менее 100 м, а чаще - не ниже 150 м.
Сегодняшний центр Чикаго - причудливая смесь архитектурного музея с деловыми кварталами мегаполиса, где соседствуют здания XIX-XXI веков, многие из которых уникальны. Здесь "отметились" многие ставшие потом всемирно известными архитекторы (Луис Салливен, Людвиг Мис ван дер Роэ, Даниел Бёрнем, Джон Рут...). И хотя строили они в разных стилях или их сочетаниях (неоклассика, модерн, постмодерн), все это разнообразие как-то очень органично присутствует в панораме сегодняшнего Чикаго (фото 1-3).
Фото 3. Мичиган Авеню со стороны Парка Тысячелетия
При этом, в отличие от Нью-Йорка, в Чикаго не испытываешь комплекса букашки и чувствуешь себя среди этих небоскребов достаточно уютно. Возможно, потому что улицы - широкие и чистые. Немного портило впечатление только приподнятое над землей -"надземное чикагское метро" (фото 4 и 5), кольцом опоясывающее деловой центр. Чикагцы называют этот район города The Loop (Петля), а свое метро - The El, или просто "L" - от английского "elevated".
Фото 4. "Надземное метро" в центре Чикаго
Получили большое удовольствие от двух пешеходных экскурсий - про исторические и современные небоскребы в центре города, которые проводили лекторы-добровольцы, влюбленные в свой город и состоящие в Chicago Architecture Foundation. Все было очень информативно, с интересными подробностями и из истории, и про особенности строительных технологий и архитектурных решений применительно к отдельным зданиям. У этой организации в активе 90 (!) разных туров по Чикаго - пешеходных, автобусных, лодочных, велосипедных и даже на сегвеях.
Не упустили мы возможности посмотреть на Чикаго и сверху (фото 2, 9 ). Самая известная смотровая площадка расположена на 103-м этаже Уиллис Тауэр (Willis Tower). Это здание в течение 25 лет (в 70-е - 90-е годы 20-го века) было самым высоким в мире (110 этажей, 442 м без антенны). Считается чудом инженерного искусства (фото 6). Его, как и John Hancock Building (о нем - ниже), проектировал гениальный инженер бангладешского происхождения Фазул Хан. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что Хан придумал совершенно новые схемы конструкций высотных зданий, перенеся главную несущую нагрузку с центральных стальных опор на внешний каркас сооружений. Ряд вертикальных (иногда и поперечных) труб (англ. tubing) составляют раму, которая создает удивительную устойчивость, защищающую здание от сильных ветров и землетрясений. Благодаря этому, появилась возможность строить высотные дома сложных форм — пирамиды, неправильные призмы, ассиметричные здания и т.п. Помимо этого, высвободилось больше полезного пространства в центре таких сооружений, и строительство высоток стало более экономичным из-за снижения расхода металла на несущие конструкции. Фазул Хан умер в 1982 году, но до сих пор все сверхвысокие здания в мире, включая и нынешних рекордсменов, строят на базе разработанных им систем проектирования.
Свое нынешнее название - Уиллис Тауэр - это сооружение получило только в 2009 году, когда английская страховая компания Уиллис как часть договора аренды нескольких этажей здания получила и право на его переименование до 2024 года. Прежнее название башни - Сирс (Sears Tower, в честь одноименой торговой компании), и как говорят, многие чикагцы так ее и называют до сих пор, не приняв переименования. Скоростные лифты за 60 секунд поднимают на 103-й этаж - на смотровую площадку. Но раз в году желающие могут добраться туда и по ступенькам : их там - 2232. Говорят, подъем наверх по лестнице занимает в среднем 30-40 минут, а рекордное время - примерно 13 минут.
Смотровая площадка имеет одну популярную среди туристов «фишку»: выносные балконы–боксы. Эти балконы, находящиеся на 103-м этаже, полностью застеклены, включая и пол (фото 7). Вид оттуда ничуть не лучше, чем с самой смотровой площадки, но любители острых ощущений, решившись ступить на такой балкон, получают незабываемые ощущения.
Другая смотровая площадка Чикаго - на 94-м этаже здания Джона Хэнкока (John Hancock Building). Эта высотка - еще одно инженерное творение Фазула Хана 1968 года постройки (на фото 2 - черное здание "с рожками"на дальнем плане и фото 8). В то время это было второе по высоте здание в мире после Эмпайр-стейт в Нью-Йорке, и при этом его конструкция была гораздо более экономичной. Это сооружение вошло в историю высотного строительства не за свои внешние данные, а потому, что стало одним из первых, где Фазул Хан применил свои новые схемы проектирования небоскребов. Со смотровой площадки John Hancock Building открывается несколько иная круговая панорама Чикаго - с шикарным видом на озеро Мичиган практически прямо у подножия башни. Мы там были после захода солнца, соответственно, могли полюбоваться панорамой ночного Чикаго (фото 9).
Фото 9. Ночная панорама Чикаго со смотровой площадки John Hancock Center
Замечательные виды на город открываются также со стороны озера Мичиган, и это во многом благодаря тому, что вся прибрежная часть не имеет высоких строений , а вместо этого отдана под парки, сады, фонтаны, спортивные и концертные площадки...
Фото 10. Вид на Чикаго со стороны озера Мичиган (Источник: ttnotes.com). На переднем плане - широкая полоса парков.
Фото 11. Вид на Чикаго из Парка Гранта
Огромный парк, раскинувшийся между озером Мичиган и деловым центром Чикаго носит имя 18-го президента США - Улисса Гранта. Одна из достопримечательностей парка - Букингемский фонтан, созданный по образцу фонтана в Версале (фото 12 и 13). Мы были в городе в ноябре, и фонтан был отключен.
Фото 12. Вид на Чикаго из Парка Гранта
Фото 13. Вид на Чикаго из Парка Гранта. На переднем плане - Букингемский фонтан.
Пожалуй, наиболее запоминающийся из парков - Парк Тысячеления (Millenium Park), расположившийся в северо-западной части Парка Гранта (парк в парке). Эта территория на месте бывшей автостоянки претерпела в 1998-2004 гг. радикальные изменения, и в результате в этом месте было создано несколько выдающихся объектов. Пожалуй, самая замечательная достопримечательность парка Тысячелетия - Облачные ворота (Cloud Gate). Издалека этот объект из отполированных до зеркального блеска листов нержавейки, положенных поверх каркаса, напоминает застывшую каплю ртути (фото 14 и 15). Местные же жители называют это творение Аниша Капура (Anish Kapoor, англичанин индийского происхождения) The Bean - Фасолина, форму которой эта конструкция напоминает. Самое удивительное, что в ней можно увидеть всю округу - пейзаж и очертания близлежащих зданий, приближающихся людей. Размер конструкции 10х20х13м, и поскольку она имеет причудливую выпукло-вогнутую форму, то с разных точек отражаемая картинка – тоже разная.
Фото 14. Облачные ворота (Cloud Gate) с отражениями Чикаго
Фото 15. Облачные ворота (Cloud Gate) с отражениями Чикаго
Воротами эта скульптура называется потому, что под ней можно пройти - через 3,7 метровую свод-арку. С нижней стороны ворот на высоте 8,2 м от поверхности земли находится omphalos (с греч. — «пуп»)- вогнутая камера, которая деформирует и многократно умножает отражения любого объекта, оказывающегося под ней. Оттуда, из подбрюшья, вид абсолютно сюрреалистичный (фото 16). Три четверти внешней поверхности этой скульптуры отражают небо и облака на нем (фото 17), поэтому иногда смысл ее названия объясняют тем, что она действует как своеобразные врата для связи человека на земле с небом.
Фото 16. Сюрреалистичный вид из подбрюшья Облачных ворот
Фото 17. Вид на Облачные ворота сверху. Источник: viralpics.win.
Если принять во внимание, что меняются времена года и погода, освещение в течение дня, соответственно, иначе выглядят отражения в Облачных воротах, то станет понятно, почему это творение быстро стало одной из самых любимых достопримечательностей Чикаго, к которой возвращаются многократно.
Фото 18. Облачные ворота - любимая достопримечательность чикагцев
Еще в парке Millenium есть необычный фонтан - Краун Фонтан (Crown Fontain), спроектированный испанцем Пленса, и сочетающий в себе свет, воду и видеотехнологии. Внешне он представляет собой два 15-метровых стеклоблока (стоящих друг напротив друга) , подсвечиваемых светодиодами с 3-х сторон, а на 4-ой грани каждого, как на экранах, высвечиваются лица жителей Чикаго (фото 19-21). Были отобраны фотографии с выразительными лицами 1000-ти чикагцев (регулярно обновляются), которые высвечиваются на экранах в случайном порядке. Они внимательно смотрят то ли друг на друга, то ли на посетителей парка. Изображение меняется каждые 5 минут. В теплое время года лица на экранах периодически складывают губы трубочкой, и на зрителей, ко всеобщему восторгу, обрушиваются струи воды (это фонтан!). Вода собирается в мелком бассейне из черного гранита, расположенном между двумя экранами (фото 21). Соответственно, в теплое время года в воде плещутся дети и молодые душой. Мы были в парке в конце ноября, "водных процедур" наблюдать не пришлось, но даже и без этого конструкция впечатление производит. Фонтан назван именем семьи Crown, которая выделила наибольшую сумму денег на его создание.
Фото 19. Crown Fontain
Фото 20. Crown Fontain
Фото 21. Crown Fontain - общий вид летом. Источник: loopchicago.com.
Большой вклад в создание Парка Тысячелетия внес всемирно известный архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry). Здесь ему принадлежат два объекта: павильон Джея Прицкера (Pritzker Pavilion) и пешеходный мост ВР (British Petrolium Bridge). Павильон Джея Прицкера (фото 22 и 23) - это ультрасовременная концертная площадка на открытом воздухе, рассчитанная на 11 тыс. зрителей (4 тыс. из них размещаются на установленных перед сценой креслах, остальные - на огромной лужайке позади них). Этот объект по своей сути - полукруглая летняя эстрада, но оформленная очень экстравагантно в узнаваемом деконструктивистском стиле Фрэнка Гери. Приходилось видеть живьем или на фотографиях многие из творений Гери: изогнутые здания с искажёнными металлическими поверхностями и ломаными линиями (Музей Гугенхайма в Бильбао, Биомузей в Панаме, Marques de Riscal Vineyard Hotel в Испании). Для себя мы его стиль определяем как "что-то ...и сбоку/сверху бантик." В случае с павильоном Прицкера "бантик" над эстрадой дополняется 22-мя пересекающимися над лужайкой трубчатыми арками (фото 23 и 24). Это не только архитектурный элемент (визуальный навес над всей площадкой), но и фунциональный: на этих арках размещена аппаратура, обеспечивающая отличный звук всем 11-ти тысячам зрителей.
Фото 22. Павильон Джея Прицкера
Фото 23. Павильон Джея Прицкера
Джей Прицкер — американский бизнесмен, бывший совладелец сети отелей «Hyatt», соучредитель престижной Прицкеровской премии за достижения в архитектуре. Его семья стала основным спонсором строительства этого павильона. Расположение Павильона Прицкера относительно других объектов Парка Тысячелетия хорошо показывают сделанные сверху фото 24 и 25.
Фото 24. Объекты парка Тысячелетия. Облачные ворота (на переднем плане слева) и "бантик" Павильона Прицкера. Вдали - озеро Мичиган (Источник: www.aerlingus.com)
Фото 25. Объекты парка Тысячелетия. В центре - Павильон Прицкера с лужайкой. Вдали - Облачные ворота. Пешеходный мост ВР - на переднем плане. (Источник: yandex.ru/images)
Великолепный пешеходный мост ВР (British Petrolium Bridge) - второй объект парка, созданный Фрэнком Гери. Он соединяет парк Тысячелетия с частью парка, прилегающей к озеру Мичиган. Извилистый мост BP часто называют «Змеиным мостом», и на фото 25, 26 очень хорошо видно - почему. Длина моста — 285 метров, ширина - 4,4 метра и сделан он из стали и бетона с напольным покрытием из древесины твердых пород (фото 26 и 27). Назван в честь компании Бритиш Петролеум (BP), пожертвовавшей 5 млн. долларов на его строительство.
Фото 26. Извилистый мост BP часто называют «Змеиным мостом» (Источник: wikimedia.org)
Фото 27. Пешеходный мост ВР сделан из стали и бетона с напольным покрытием из древесины твердых пород
В Грант Парке невозможно пройти мимо инсталяции под названием Агора польского скульптора Магдалены Абаканович (фото 28). 106 чугунных фигур, каждая примерно 270 см высотой. Фактически - это идущие в разных направлениях ноги, поскольку ни голов, ни рук ни одна из фигур не имеет. Установлены они в парке на лужайке, где мы оказались в сумерках, и это зрелище идущей куда-то толпы двуногих - на фоне чикагских небоскребов - врезалось в память ...
Фото 28. Инсталяция Агора польского скульптора М. Абаканович
Есть любопытные скульптуры и в других частях города. Так, всем туристам показывают безымянную скульптуру Пикассо, установленную на одной из площадей города (фото 29). Говорят, что тогдашний мэр Чикаго, взглянув на подарок Пикассо, увидел в нем "Правосудие с крыльями"(Justice with the wings). Другие видят в скульптуре собаку. А мы прочитали где-то, что в период работы над этой скульптурой Пикассо много рассматривал фотографии женщин...
Из виденных в Чикаго зданий, помимо упомянутых выше, нам запомнились еще несколько. Во-первых, офисное здание The Rookery (1888 г.) - один из первых чикагских небоскребов и самый старый из сохранившихся. По своему стилю здание эклектично, богато декорировано и сочетает в себе венецианские, мавританские, романские и византийские мотивы (фото 30-32).
Здание The Rookery несколько раз реконструировалось. Самые главные изменения в его внутреннее пространство были внесены Фрэнком Л. Райтом в 1905 году. Главный вестибюль здания просто поражает! Высокое помещение, полное воздуха и света, покрытое полупрозрачной стеклянной крышей на уровне офисов второго этажа. Декоративно выглядящие металлические опоры, центральная лестница из белого мрамора, мраморные покрытия с золотой инкрустацией, витая металлическая лестница с изящными изгибами ... Просто шедевр (фото 33-36).
Фото 33. Главный вестибюль офисного здания The Rookery
Фото 34. Главный вестибюль офисного здания The Rookery
Фото 35. Главный вестибюль офисного здания The Rookery (фрагмент)
Фото 36. Главный вестибюль офисного здания The Rookery (фрагмент)
Невозможно пройти мимо дома чикагского Совета по Торговле - Chicago Board of Trade Building (1930), где размещается знаменитая чикагская биржа (фото 37). В течение 35 лет оно было самым высоким зданием в Чикаго (186 м), хотя на фоне нынешнего рекордсмена - Уиллис Тауэр (442 м) - выглядит просто коротышкой. Построено в стиле арт-деко, богато украшено наружной скульптурой, отражающей торговую активность внутри здания, и особенно - торговлю сельхозпродукцией, хотя уже много лет чикагская биржа - это в основном торговля ценными бумагами. На вершине - 9-ти метровая богиня зерна Церера. По-видимому, прототип наших сталинских высоток.
В соседнем здании находится Федеральный Резервный Банк Чикаго (фото 38) - один из 12-ти региональных банков , входящих в Федеральную Резервную систему США. А в нем работает интересный музей денег. Помимо презентации истории американской валюты, в музее есть несколько причудливых экспонатов, пользующихся особой популярностью у туристов. Среди них - куб с миллионом долларов в однодолларовых банкнотах, весом почти в одну тонну (фото 39). На глазах у посетителей работает машина, которая режет износившиеся и поврежденные купюры. Можно сделать забавные фото "денежного содержания" (фото 40).
Фото 38. Федеральный Резервный Банк Чикаго с музеем денег внутри
Фото 39. Куб с миллионом долларов в однодолларовых банкнотах
Фото 40. Фото "денежного содержания"
60-ти этажное офисное здание Chase Tower (1969 года постройки, 259 м высотой) выделяется своей формой - покатыми боками, идущими от широкого основания к постепенно заужающемуся верху. В результате, торцы здания на уровне крыши почти на 35 м уже, чем у основания (фото 41 и 42). Очень фигуристое здание! Рядом с башней - площадь с фонтаном и стеной "Четыре времени года", выполненной Шагалом в технике мозаики (фото 43). Мозаика покрывает 5 плоскостей бетонного параллелепипеда размером 21х4,3х3 метра, установленнного возле Первого национального банка в Чикаго. Мозаика была выполнена в 1974 году, когда Шагалу было уже 87 лет, по заказу американского финансиста Фредерика Принса, подарившего ее затем городу Чикаго.
Фото 43. Стена "Четыре времени года", выполненная Шагалом в технике мозаики
Metropolitan Correctional Center (1975 г.) - это исправительный центр, что-то типа нашего СИЗО (фото 44). В нем содержатся обвиняемые, ожидающие слушаний в суде Чикаго, расположенном вблизи (здания соединены подземным переходом). Не слишком высокое по чикагским меркам сооружение - всего 28 этажей, но любопытное с точки зрения архитектуры. Оно спроектировано как правильный треугольник в проекции (что, по замыслу архитектора, минимизирует время, требуемое для наблюдения за камерами). В каждой камере - узкое щелевидное окно (около 13 см шириной и 210 см высотой), на крыше - спортивная площадка (с шикарным видом на панораму Чикаго!). Если не знать, что это, по сути, - тюрьма, ни за что не догадаться.
Marina Towers (1964) - это две 65-ти этажные железобетонные башни жилого комплекса (монолит - по российской терминологии) в форме кукурузных початков, где 19 нижних этажей отданы под парковочные места , подъем к которым - по спиральным пандусам (фото 45).
Здание Культурного центра Чикаго (Chicago Cultural Center) в неоклассическом стиле было построено в конце 19-го века и первоначально использовалось для размещения публичной библиотеки. Особенно поражает внутренний декор (фото 46-50): дорические колонны, два купола с великолепными витражами (один из них выполнен Тиффани), мозаики, караррский мрамор, лепнина... Определенно, это здание достойно того, чтобы его видели не только книголюбы. Теперь это место проведения художественных выставок, музыкальных концертов, а также - туристский центр с бесплатными проспектами о Чикаго.
Фото 46. Парадная лестница Культурного центра Чикаго
Фото 47. Preston Bradley Hall (Источник: wswd-wordpress-production)
Фото 48. Знаменитый витражный купол Тиффани
Фото 49. Один из залов Культурного центра Чикаго
Фото 50. Еще один витражный купол
Еще одно здание в центре Чикаго с шикарным куполом, выполненным Тиффани - многоэтажное здание универмага Macy's. Рождественские декорации магазина только усилили впечатление.
Фото 52. Интерьер универмага Macy's с куполом, выполненным Тиффани
Помимо того, что Чикаго сам по себе - город-музей под открытым небом, там много первоклассных музеев и под крышей. Из того, что мы успели посмотреть, назовем Дом и студию американского архитектора-новатора Франка Ллойда Райта. Они расположены в одном из ближних пригородов Чикаго - Оук Парке (Oak Park). Там Райт осуществил свой первый проект - дом для своей семьи, в котором прожил 20 лет (фото 53-55).
Фото 53. Дом и студия архитектора Райта в Оук Парке (Источник: chicago.curbed.com)
Фото 54. Дом и студия архитектора Райта в Оук Парке с другого ракурса
Фото 55. Дом и студия архитектора Райта в Оук Парке (фрагмент экстерьера)
В студии Райта (фото 56) разрабатывался новый архитектурный стиль - стиль Прерий, как его позже назвали. Райт был сторонником «органической архитектуры», идеалом которой является единение с природой. Райт проектировал преимущественно жилую недвижимость, и в Оук Парке сохранилось самое большое количество созданных им домов разных архитектурных стилей (фото 57-59). Прожил он долгую жизнь, был творчески плодовит - более 500 законченных объектов, из которых порядка 450-ти сохранились в разных уголках Америки и некоторых других странах. Чикаго и окрестности - очень хорошее место для ознакомления с его работами, но мы успели посмотреть далеко не все.
Фото 56. Студия архитектора Райта в Оук Парке
Фото 57. Arthur B. Heurtley House в Оук Парке (1902, архитектор Фрэнк Райт) - дом в стиле прерий (преимущественно горизонтальные линии, широкие выступающие карнизы, замысловатый орнамент)
Фото 58. Moore-Dugal Нouse в Оук Парке (архитектор Фрэнк Райт) - построен в 1895 г. в стиле Тюдоров, позже многократно перестраивался
Фото 59. Edward R. Hills House в Оук Парке (1906, архитектор Фрэнк Райт) - соединяет черты стилей, с которыми Райт работал в 1890-годы, и особенности школы Прерий
В том же Оук Парке сохранился дом, где родился Хемингуэй в 1899 году (фото 60). С тех пор дом многократно менял хозяев, перестраивался, но в последнее время был реставрирован и открыт как музей для публики. Больше всего здесь запомнились даже не семейные фотографии и вещи, а слова экскурсовода о том, что она до недавнего времени не только не читала произведений Хемингуэя, но и вообще не знала о таком писателе, хотя и училась в той же школе, что и он. Это настолько нетипично для США - не гордиться чем-то более-менее значительным американским, а здесь вообще речь о мировой знаменитости! Видимо, все дело в том, что Хемингуэй когда-то назвал Оук Парк городом с широкими лужайками и узкими умами ("a city of broad lawns and narrow minds"), и администрация школы, где он учился, восприняла это на свой счет...
Фото 60. Дом, где родился Хемингуэй
Посетили мы и Музей естественной истории им.Филда (The Field Museum)- огромное по площади заведение с множеством постоянных и временных экспозиций (фото 61). Гвоздем программы считается скелет самого большого из когда-либо найденных тиранозавров. Музей выиграл право на его экспозицию на аукционе, заплатив 8,4 миллиона долларов. Пол "объекта" неизвестен, но назвали его Сью - по имени женщины-археолога, обнаружившей этого "завра" в Южной Дакоте в 1990 году (фото 62). Пара увиденных там выставок (про древний Египет и индийских раджей) показались привязанными за уши к тематике музея. Другая экспозиция - животного мира Земли, созданная 50 лет назад, хоть и производит впечатление своим разнообразием и качеством изготовления чучел самых разных животных и птиц, сегодня выглядит какой-то несовременной. Короче, то, что мы в этом музее увидели, большого впечатления не оставило, хотя, справедливости ради, надо отметить, что мы не обошли и половины его экспозиций.
Фото 61. Музей естественной истории им.Филда
Фото 62. Скелет самого большого из когда-либо найденных тиранозавров по имени Сью
Ну и конечно, мы посетили Художественный институт Чикаго (Art Institute of Chicago) c огромной коллекцией живописи, скульптуры, фотографии, посуды и т.д. - всех времен и народов. Этот музей по праву считается одной из главных достопримечательностей города (фото 63-67), и мы там провели большую часть одного из дней, но посмотреть все, конечно, не смогли. Каждый для себя, естественно, выделил что-то свое, но пожалуй, все - коллекцию импрессионистов. Также произвела впечатление коллекция греческих амфор, а также (на мальчиков) – средневековое оружие.
Фото 63. Художественный институт Чикаго (Art Institute of Chicago) на переднем плане
Фото 64. В одном из залов Художественного института Чикаго (Art Institute of Chicago)
Фото 65. Картина Жоржа-Пьера Сера "Воскресный день на острове Гранд-Жатт"
Фото 67. В зале средневекового оружия
Конечно, все написанное - впечатления туристов, приехавших в Чикаго на очень короткий срок. Наверняка, местные жители многое видят и оценивают по-другому. Даже в ходе поездки на метро из аэропорта в центр города невозможно было не заметить, что многие районы Чикаго, мягко говоря, непривлекательны. А по возвращении в Вашингтон попалась на глаза газетная статья, говорящая о том, что власти Чикаго отчаянно ищут способы разрешения крайне неблагоприятной криминальной ситуации в городе. Мы за время пребывания в Чикаго ничего такого не почувствовали...
P.S. Этот текст был написан в декабре 2012 года, при подготовке к публикации онлайн был слегка обновлен и дополнен.